Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Наталья, 59 - 21 октября 2012 07:48

Все
В ПЕРМИ ЗАКОНЧИЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО-ФЛАЭРТИАНА.
Размещаю эту заметку для моего знакомого, который живет и работает вдали от Родины и оч., как я думаю, скучает по Перми. :)
Хочу рассказать о встрече с режиссером док. фильмов про ненцев, Э. Бартеневым.
Вопросы, которые ему задавала аудитория, и которые мне показались интересными.
1).Чем занимался раньше?
Ответ: Работал врачом. Ушел в док. кино, т.к. оч. устал, и не было возможности отдохнуть, хотя бы год.
2). Почему заинтересовала именно эта тема?
Ответ: Потому что было интересно, почему ненецкий эпос характеризует этот народ, как этнос с развитой культурой, а современные источники СМИ рассказывают о ненцах, как о людях без-ответственных, алкогольно-зависимых, деградирующих, потенциальных преступниках. Захоте-лось увидеть все воочию.
4). Какова была идея фильма изначально?
Ответ: Изначально, в современной документальной практике по Флаэрти (основателю этой школы), конечная цель (тема фильма) не ясна. Она вырисовывается в процессе длительных и непрерывных съемок. Кстати, основополагающим фильмом школы Флаэрти стал фильм о жиз-ни северо-американского эскимоса Нанука. Сейчас на пермском фестивале Флаэртиана учре-ждены основные премии – золотой Нанук, серебряный и проч.
3). Когда Бартенев понял, что пора заканчивать съемки фильма?
Ответ: Когда понял, что даже, если ненцам, которых он снимал, объявят, что вечером будет ко-нец света, с утра они встанут и, как обычно, не меняя свой жизненный уклад, будут выполнять привычную для них, необходимую, работу

Теперь непосредственно о рассказе Бартенева:

1. Немного истории.
В различных районах северной тундры проживают ненцы, которые сильно отличаются друг от друга языком, культурой и, даже, физическими данными. Бартенев снял несколько фильмов о ненцах. В фильме Яптик Хесе мы видим один этнос, в частности, языческого веро-исповедания. Их одежда знакома многим по различным культурным источникам – это сшитые из шкур, отороченные мехом «рубахи» и «штаны», высокие кожаные сапоги и проч. В фильме Нярма женщины одеты в красные матерчатые платья и головные уборы, напоминающие одеж-ду марийцев или коми. Люди из фильма Нярма называют себя зырянами, в их чумах можно увидеть христианские иконы... Из истории известно, что на Урале раньше проживали коренные народы, так называемые, чудь. В более поздних источниках упоминаются зыряне и другие. Позднее коренные народы финоугорской языковой группы были вытеснены за Уральский хребет, на север, кочевыми тюрскими племенами, в том числе вогулами, пришедшими с юга. В фильме Нярма сняты потомки тех самых зырян, ушедших за Урал и перемешавшихся с местным северным населением, но так до конца и не ассимилировавшимися с ним.

2. Описание условий, в которых работала съемочная группа Бартенева.
Бартенев рассказал, что в диких местах северной тундры проживает народ довольно пестрый.
Во первых, - это аборигены, которые ведут весьма различный образ жизни. Одни кочуют семьями с одного оленьего пастбища на другое. Другие (ненецкие дети), насильно забираемые из семей, коряво «оцивилизованные» чуждым для них укладом, обучаются вместе с русскими детьми в школах, проживая в поселковых интернатах. Как правило, они не способны там адап-тироваться и годам к 13-ти превращаются в потенциальных преступников с алкогольной зави-симостью. Поголовная алкогольная зависимость у ненцев объясняется генетической предраспо-ложенностью, связанной с отсутствием в организме некоторых ферментов, присутствующих в организме европейцев.
Во вторых, - это различные старательно-геологическо-заготовительно-строительные арте-ли, состоящие из народа, в основном русского, зашибающего здесь деньгу. Среди них, следует отдельно выделить группы людей, как их назвал Бартенев (в прошлом врач), «сумасшедших», чья психика была травмирована на афганской и чеченской войнах и в других горячих точках. Эти люди, с военным синдромом, не востребованы в обычных рутинных профессиях провин-циального «болота», тем паче – в столицах. Они ведут разгильдяйский образ жизни, используя водку в качестве ценного продукта валютно-бартерного обмена.
Когда съемочная группа Бартенева попала на Ямал, в ненецкий поселок, там как раз про-изошел один из таких валютно-водочных обменов. Т.е. ребята из «сумасшедших» очень дешево купили у ненцев пушнину, «доплатив», как водится, водкой. Ненцам пить нельзя. Они пьют до тех пор, пока все не выпьют. Пьянеют странно – координация не нарушается, зато весь человек становится «остекленевшим» и с воспаленно-затуманенным мозгом. Группе Бартенева ничего не оставалось делать, как ждать, когда кончится водка, чтобы потом, отрезвевшие ненцы, пере-правили их в некий географический пункт. Ненцы допились до того, что стали воспринимать их в качестве чертей, а потому попросту переправили двух документалистов в святилище (сооружение из костей), расположенное на вершине одной из сопок. Там они их высадили и показали, в каком направлении находится, нужный им, географический пункт. Он был совсем недалеко, виднелся на горизонте, км в 5-ти. После этого ненцы сели в нарды и укатили, не оглядываясь. Потому как оглядываться, так же как и возвращаться за чем-либо забытым в святилище,- нельзя.

3. Описание нештатной ситуации на грани жизни и смерти.
Оказавшись вдвоем посреди тундры, Бартенев с товарищем пошли, в нужном, как им каза-лось, направлении. Однако, спустившись с сопки, они потеряли все ориентиры, т.к. дорог там не было и пришлось сворачивать с прямого пути в поисках брода многочисленных речек. Так они кружили 4 дня. Без пищи, крова и сна. Спать боялись. Знали, ч
Добавить комментарий Комментарии: 1
Наталья
Наталья , 59 лет21 октября 2012 08:35
продолжение заметки:
-3. Описание нештатной ситуации на грани жизни и смерти.
Оказавшись вдвоем посреди тундры, Бартенев с товарищем пошли, в нужном, как им каза-лось, направлении. Однако, спустившись с сопки, они потеряли все ориентиры, т.к. дорог там не было и пришлось сворачивать с прямого пути в поисках брода многочисленных речек. Так они кружили 4 дня. Без пищи, крова и сна. Спать боялись. Знали, что не проснуться. Поэтому договорились, что будут умирать достойно. Когда один валился (буквально падал) от устало-сти, другой в это время давал ему, хоть немного, отдохнуть, нанося себе колющие ранки ножом, чтобы не свалиться рядом. На 4-й день они заметили вдалеке машину-лесовоз. Кричали и махали руками. Их подобрали «сумасшедшие». Привезли к себе, отпоили водкой. Спасли. Хотя, изначально именно такие вот «сумасшедшие» и были виновны в повальном пьянстве ненцев, повлекшем за собой эти драматические события…

4. Выводы, сделанные Бартеневым в процессе экспедиции и съемки.
Ненцы постепенно вымирают, теснимые освоением тундры. В относительно цивилизован-ных условиях они жить не могут, т.к. не в силах по своим генетическим (физическим и психо-логическим) особенностям противостоять порокам цивилизации, особенно алкоголю. Продол-жение рода ненцев происходит за счет их изоляции в отдаленных районах тундры, хорошей рождаемости и физической выживаемости, а самое главное, тихому сопротивлению насажде-нию, так называемой цивилизации, в том числе обязательному среднему образованию. Дело в том, что ненецкая семья, как правило, отдает старших детей в школы-интернаты, но младших, обычно, просто не регистрирует, соответственно и не отдает в школы-интернаты, где их губят пороки «цивилизации».У ненцев наследником является младший сын. Именно поэтому в фильме Яптек.. так много внимания уделено младшим сыновьям. Самый младший пока в раннем младенчестве, но предпоследний сын, 2, 5 года отроду, уже может рассматриваться, как потенциальный продолжатель рода и традиций, в том числе и культурно-этнических.

5. Обсуждение, которое у меня лично вызвало наиболее сильные эмоции.
В фильме Яптек… показано, как ненецкая семья употребляет в пищу паровое мясо (мясо только что зарезанного оленя). Выпачканные кровью руки и лица, в том числе и у главного ге-роя фильма 2,5 лет отроду… Свежая кровь, которую пьют из черпака… А тут еще Бартенев объяснил, что паровое мясо вовсе не твердое, как мы привыкли, что оно более чем мягкое…что даже он не мог его есть, а кровь пить, хотя сырое вяленое мясо и солонину он употреблял спо-койно. Тем не менее, он за 3 мес. экспедиции похудел на 25 кг…
Один из зрителей, похоже, профессии, связанной с культурной деятельностью, очень воз-мущался тем, что ненецкую семью не лишают родительских прав за то, что они таким вот вар-варским способом кормят своих детей…Я удивилась и возмутилась его незнанию простой био-логии: «А чем же тогда ненцам восполнять отсутствие витаминов, содержащихся в овощах и фруктах, которых в тундре нет?»

6. Что показалось особенно обидным.
Обидно, что док. фильм, снятый с таким трудом и риском для жизни, не пущен и не востре-бован в Российском прокате. У нас в стране сейчас, просто, нет такой практики. У нас сейчас, к сожалению, более востребован профессиональный мужской стриптиз на сцене филармонии. Я не против последнего, но, пардон однако, - чтобы последнее хоть как то походило на, так назы-ваемое, высокое искусство, публику перед началом действа накачивают шампанским, причем, как бы, нахаляву. Еще обиднее, что автору фильма, не дают этот фильм продать заграницу, т.к. на него распространяются права киностудии (бывшей Ленфильм). Что автор, рискованный авантюрист, снял фильм практически за «копейки». Жил в это время впроголодь, а награды за этот фильм (в том числе и денежные) получил на иностранных кинофестивалях…

7. Мои мысли и выводы, навеянные фильмом.
Почему-то пришло на ум, что южные народы были более приспосабливаемые и адаптиру-ющиеся к меняющимся жизненным системам, чем северные – не столько в плане физическом, сколько в плане психологическом. Что именно поэтому северные народы были вытеснены в районы, мало пригодные для жизни, а южные народы с помощью своей природной энергично-сти и злости завоевали в свое время себе, в прямом смысле, себе место под солнцем…
И еще нескромно подумалось, что моему сыну, наверное, повезло - в том плане, что я раз-бавила своей южной кровью северную кровь его отца…
ПЕРМСКИЙ КРАЙ – субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ. Код региона – 59.
Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение. Образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов. В состав Пермского края также входит территория с особым статусом - Коми-Пермяцкий округ. Численность населения (по итогам переписи 2002 г.) – 2820 тыс. человек. Доля городского населения – 75,3%. Пермский край занимает площадь 160236,5 кв. км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой как бы восточный "форпост" Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км. Самая северная точка Прикамья - гора Пура-Мунит (1094 м) на водораздельном Уральском хребте в верховьях рек Хозья, Вишера и Пурма - имеет координаты 61o 39' с.ш. Крайняя южная точка - вблизи бывшей деревни Ельник Биявашского сельского совета Октябрьского района (56o06' с.ш.). Крайняя точка на западе - в километре на северо-восток от высоты 236, на водоразделе рек Лэпью, Пелес, Кажим под 51o47' в.д., на востоке - высшая точка хребта Хоза-Тумп гора Рахт-Сори-Сяхл (1007 м) под 59o29' в.д. Границы очень извилисты, протяженность их более 2,2 тыс. км. Пермский край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере с республикой Коми, на западе - с Кировской областью и Удмуртией, на юге с Башкирией, на востоке - со Свердловской областью.

2006 © Знакомства LovePerm.ru ( Пермский край, Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Кунгур, Краснокамск, Чусовой, Добрянка, Чернушка, Кудымкар, Губаха )

Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.